Третий день. Эвакуация
Первым встал Леха. Он выглянул в окно, сходил на улицу и удостоверился в своих догадках, что пора рвать когти, и чем раньше, тем лучше. Тепло, за ночь еще прибавилось сырого снега около 10 сантиметров, и останавливаться он не собирался.
Сборы и завтрак провели так быстро, как только смогли. Обметание автомобилей от снега, погрузка и начало движения отняло еще некоторое время. Леха, известный своей нетерпеливостью, поехал первый. Надо сказать, что тот спуск на озера теперь превратился в очень некислый подъем, а от нашей колеи толку мало, ее почти нет!
Всей честной компанией около часа выталкивали Леху вверх, буквально, выносили автомобиль на руках. Сырой снег под передними колесами неплохо проминался и цепи его рубили, но вот под задними мгновенно превращался в лед. В общем, жесть жестяная. Часть тропит ногами колею, часть толкает, часть копает — все при деле.
Примерно за час мы вытолкнули Леху на горку и занялись моим УАЗиком. Сам Леха поехал тропить первым, но уехал очень недалеко. Мой УАЗик оказался самым тяжелым на подъем, т. к. мне приходилось ехать уже по утоптанной колее, которая больше походила на лед, а когда машина сваливалась с колеи, топтать свою было ничуть не легче. Еще цепи типа «лесенка» значительно проигрывали Лехиным типа «ячейка».
Камнем преткновения стал скользкий камень прямо на выезде на полянку, много времени мы в раскачку, в толкачку, разными способами и методами пытались продвинуть мой УАЗик за него. Цепи уже стали разрываться — не выдерживали таких нагрузок. И все же в какой-то момент передние колеса на больших оборотах зацепились за более пологое место и машина вырвалась наверх. Уффф, дальше все же легче должно быть — вниз.
Снег валит как из ведра, сплошной стеной, сырой. Куртки покрываются ледовым панцирем. У Кости другая беда — его монстр не хочет ехать, троит и валит черным дымом из выхлопной трубы. Заменяем ему все свечи, высоковольтные провода. Помогает, но не надолго, примерно на минуту. С помощью мужской пихательной силы нам удается преодолеть подъем, большие колеса делают свое дело, но мотор надрывается в ненормальном рабочем режиме. Деваться некуда, ехать надо, с каждой минутой снег просто катастрофически прибывает. Стоит ли говорить, что это сильно затрудняет обзор, дворники с трудом справляются, а вокруг белая мгла — не теней, только снег и такого-же цвета небо. От позавчерашней колеи не осталось и следа, все по новой...
На перевале мы очень быстро снимаем карбюратор на Костином УАЗике, немного его разбираем и находим поломку. Игольчатый клапан, который наполняет поплавковую, износился и бензин льется без ограничения. Хорошо, что есть запасной, ставим его и все налаживается. Вновь спешим вниз.
Оказывается, Леха забрал все лопаты и едет вниз, а мы с переменным успехом следуем за ним. Старая колея играет плохую службу, машина периодически сваливается с укатанного следа и ныряет в целину уже не по самый бампер, а по стекла. Однажды это происходит со мной, и без помощи Костиной лебедки мне выбраться не удается. Жуть просто, звенья цепей не выдерживают, на каждой незапланированной остановке приходится их скреплять то болтиком, то проволокой. Нагрузки на их долю выпали очень большие, и в конце концов происходит логичное — цепь слетает и теряется. Известно об этом становится слишком поздно, когда я застреваю, упершись в камень. Ни туда-ни сюда, под колесам уже лед. Едущий сзади УАЗзик уже благополучно вкатал мою рваную цепь в снег, искать ее мы, конечно, попробовали, но безуспешно. Лопаты уехали с Лехой. Встряли...
После недолгих раздумий и попыток выдернуть меня решили отправить Костю вниз за Лехиными цепями, т. к. без них двигаться малореально. Так, Кося и Даня поехали вниз, мне оставили хай-джек и я остался один, с моим верным автомобилем, сидящем в луже. Вниз ехать еще около 5-6 километров, рассчитывать, что мне быстро доставят цепи не приходится, поэтому, после непродолжительного отдыха, начинаю эвакуацию в одиночку.
Как подсказка, под тяжестью непрекращающегося снега, идущего стеной, рядом ломается ветка и падает на дорогу. Ага, подойдет... В окрестностях собираю еще веток, лапника, сломанную толстую березу тоже пускаю в дело. Домкратом поднимаю буксующие колеса, укладываю ветки. Вперед или назад? Пробую вперед. Бесполезно. Давай назад. И так, по метру, поддомкрачивая и подкладывая ветки, я отъехал назад на 5-6 метров. А это уже определенная свобода для маневра и место для разгона. Из приготовленных досок, веток удается собрать некий въезд на камень в конце лужи и на скорости выскакиваю из плена. Ура, можно двигаться вперед. Собираю доски, ветки, и осторожно еду вниз. Третьим ехать куда легче, лес уже густой и колея не так заметена снегом.
Понемногу, осторожно мне удается успешно проехать и канаву, и лужу, и даже дальше. Спустя некоторое время вижу наших парней — Леху и Жеку, никакущих. Они несут мне цепи. Очень обрадовались, что идти выше не надо, садимся и едем вниз пока так. Значительно ниже встречаем Данила, сидящего на коленях посреди дороги, еще более никакого :) Подбираем.
Цепь пришлось одеть в месте, где УАЗик сильно стягивало в яму, там еще парни помогли, затолкав морду в нужную сторону. Ну а тут уже несложно, наконец-то выезжаем к верхнему домику, стоящему в Усть-Туре. В буханке идет чаепитие, присоединяемся, так как все проголодались, и не теряя времени, едем дальше, вниз, чтобы проскочить сложные участки как можно быстрее. Уже темно, включаем фары. Снег не останавливается, но сейчас он создает такие причудливые пейзажи, что даже любуешься. В свете фар это выглядит особенно сказочно.
У одного мостика выручаем местных мужиков — на УАЗике-головастике они везли дрова и свалились одной стороной с дороги. Выручает Костя своей лебедкой. Далее, без особых приключений, добираемся до асфальта, но не все так просто. Асфальт скользкий, поэтому дорога домой превращается в длительную поездку со скоростью не больше 60 км/ч, и обязательно на полном приводе.
А снег...а он не прекращается...Чуйский тракт, федеральная трасса М-52 вся представляет собой белое полотно, где твоя полоса, где встречная, где обочина — с трудом угадывается. В Усть-Семе заезжаем в кафе, плотно ужинаем. На нас немного странно смотрят посетители, т. к. мы эмоционально делимся впечатлениями, да и вид у нас джиперский. Здесь прощаемся с Костей, он едет на Семинский перевал, к себе домой, а мы в Бийск.
И так, черепашьим шагом, уже поздно ночью приезжаем в город. У магазина «Чуйский» останавливаемся, чтобы поделить пассажиров и развозим всех по домам. Ну вот, усталые, мы возвратились. Такие вот ноябрьские праздники на Караколах.
Опыта мы приобрели очень много, все это нам в копилку, еще пригодится. УАЗики мы полюбили еще больше, убедившись, что они — сила. На следующий день после поездки меня не покидало чувство радости, да что там радости — счастья! Мы это сделали, но главное, вернули домой на своих колесах. Перспектива оставить автомобиль зимовать где-нибудь в тайге была не такой уж и призрачной, и мысли такие были и на подъеме, и в луже, и когда движок троил. Но несмотря на все трудности, приключение получилось знатное!
Александр, инструктор и водитель УАЗ 31512, Алтай-Поход.RU 2012.
<<Прошлый день | Читать сначала>>
Для всех, кто любит экстрим, девственную природу, активный отдых, мы приглашаем принять участие в наши походах, в том числе и на Каракольские озера! Кроме того, у нас много и других интересных маршрутов по Алтаю.