Идея заехать на Караколы еще раз возникла при планировании мероприятий Алтай-Похода на 2012 год. Вдохновленные прошлогодним успехом, мы решили не отходить от проверенной схемы — УАЗики, цепи на колесах, дружная команда, готовая толкать и копать. Но еще никто не знал, как часто и много придется это делать.
Для тех, кто не знает, Каракольские озера — прекрасное место для отдыха в Чемальском районе республики Алтай, довольно популярное и известное. Цепочка из семи озер расположена на «ступеньках» долины, покрытой кедровой тайгой, все они между собой сообщаются. Верхняя часть долины венчается двумя высокими скалистыми цирками, во внутренних угла которых почти всегда даже летом сохраняется снежник. В общем, это нужно видеть. Нам в очередной раз захотелось туда попасть.
Мы остались верны себе — выбрали для поездки ноябрьские праздники, когда почва уже достаточно промерзла, а количество снега еще позволяло ехать. К двум нашим УАЗикам — моему козлику и Лехиной буханке присоединился дружественный УАЗ-3151 под управлением Кости — нашего товарища и партнера по заброскам. Этот подготовленный монстр очень подходил для формата нашего мероприятия — высокий клиренс, грязевая резина, военные мосты, лебедка, все как надо!..
Итак, наступает утро 3-го ноября, я собираю по городу своих пассажиров — Алексея, Наталью, Леха тоже заполняет свою буханку нашими друзьями: Жека, Яна, Даня. В это раз подобралась своя компания, может и к лучшему, потому что условия дороги и бездорожья были жесткие. Не торопясь, насколько позволяет крейсерская скорость УАЗиков, едем в сторону поселка Эликмонар. По дороге переписываемся с Костей, чтобы встретиться до окончания асфальта, ему ехать с Семинского перевала. В Усть-Семе на заправке заполняем баки бензином, заливаем полные канистры, т. к. топливо в условиях бездорожья расходуется очень сильно. Солнце уже высоко, пора и пообедать. За Усть-Семой находим подходящую полянку, там и устраиваем перекус. Все, что взяли из дома, режем, едим и пьем. В качестве стола выступает капот моего УАЗика и Лехин багажник. С шутками и хорошим настроением собираем все и едем дальше, сегодня самое интересное еще даже не начиналось, ехать много а время бежит.
В Эликмонаре дожидаемся Костю с его котом Васькой, который путешествует по Алтаю вместе с хозяином на УАЗике. И отлично переносит тяготы переездов.
Ну что же, мы наконец-то сворачиваем с асфальта, проезжаем деревню и начинаем подниматься вверх по реке Элекмонар. Дорога здесь вполне приличная, гравийка, однако мы отмечаем, что снега больше, чем в 2011 году. Чем дальше, тем дорога становится хуже, все больше камней, ехать приходится в основном на второй передаче, редко на третьей. Большое количество мостов (всего, кажется, около 17), на некоторых из них довольно сколько, поэтому обязательно медленно, аккуратно и на полном приводе.
В 15:00 мы приезжаем в урочище Соргат (Усть-Тура). От этого места начинаются пешая (8 км) и конная (11 км) тропы, ведущие на Каракольские озера. Мы много раз сами ходили здесь, и водили туристические группы. Нам ехать предстоит по конной, она положе, к тому-же проезжая для транспорта повышенной проходимости, не всегда, конечно, но мы преисполнены оптимизма. И вновь отмечаем, что снега чуть больше, чем было... Светит яркое солнце, на коротких остановках играем в снежки, немного спускаем колеса для лучшей проходимости.
В это раз цепи одеть пришлось перед лужей, которую ранее проезжали, почти не замечая. Это заняло немного места и около 20 минут. Ну вот и начинается...
Леха поехал эту лужу в объезд, по довольно крутому склону процарапался с креном, но благополучно. Я решил попробовать прободать её с ходу, по основной колее, но толстый лед (около 5 см) резво остановил мой УАЗик ударом куда-то в мост. Пришлось сдавать назад и следовать за Лехой по склону. Костя, пока замыкающий, залез в лужу по самые пороги, разломал весь лед и благополучно проехал, на глазах у публики, ожидающей подобные моменты. Ну теперь вверх в гору.
Первая половина подъема довольно крутовата, идем с дистанцией около 50-70 метров, чтобы не мешать друг-другу. Леха первый, я второй, Костя замыкающий. Снега в лесу больше, его здесь не выдувает, но УАЗики на цепях едут. Спустя метров 800 от начала подъема мой автомобиль перестал двигаться, забуксовал, проще говоря. Оказалось, мы едем без одной цепи, но несмотря на это, у нас получалось очень неплохо. Пацаны пошли вниз искать ее, и нашли довольно далеко от места нашей остановки. Одели и поехали дальше. Связь между экипажами все время поддерживали по рациям.
Лехину буханку мы уже давненько не видели, только по рации узнавали, как лучше объехать то или иное препятствие. Оказалось, на одном из неприятных камней, Леха много буксовал и деревом разломал рамку заднего номера. Номер отвалился и потерялся в глубоком снегу. Об этом мы узнали по рации, подъезжаем к злосчастному камню. Помню, год назад мы тут помяли толстый бампер, да так, что противотуманка до сих пор смотрит больше в небо, чем на дорогу. Долго пурхались и сейчас... В это раз все получилось не сразу, но довольно быстро. И номер нашли в снегу, свернутый в бараний рог. Прем дальше.
Подъезжаем к одному из основных препятствий прошлой поездки — канава. Уже начинает понемногу темнеть, день идет к концу. Но мы то уже знаем, что тут делать и куда надо выезжать. Натаскиваем бревен, веток, расчищаем лопатами будущий путь и готовимся к штурму. Главное, затолкать морду УАЗика на горку, а там он уже и сам справится. Почти все мужское население участвует в этом, все проходит успешно. Снега здесь уже прилично, по-колено и больше.
Следом заезжаем я и Костя. Принимаем решение, пустить Костиного УАЗика вперед, т. к. он самый высокий и с зубастой резиной — топтать колею, а мы следом. Сказано — сделано, уже по-настоящему начинаем копать-толкать. При этом не забывайте, что все время постоянный уклон вверх, едем в гору, порой очень крутую, местами по положе. Толкаем, копаем, толкаем, много копаем. Машины елозят по склону, их утаскивает и возвращает в колею, на летнюю дорогу. Но мы движемся, становится понятно, что рано приехать на базу не получится, как в прошлом году, тем интереснее.
Через какое-то время доезжаем до второго спецучастка — лужа. Объезда нет, только через нее. Лед толстый, очень мешает продвижению, даже подготовленный монстр стоит, не может проехать. На помощь машинам приходят люди. Все помогают вытаскивать огромные льдины из лужи, лопатами и ломами их измельчаем и расчищаем дорогу.
Время идет, уже вполне себе сумерки. Девушки снимают фото-видео и подбадривают нас. Льда очень много, медленно Костин УАЗ движется по луже вперед. Толкать не получается, т. к. никому не хочется стоять по колено в ледяной воде. Только своими силами...
Костя выезжает, следом плюхается Леха на буханке, ему ни сколько не легче, т. к. он значительно ниже. Снова руками и лопатами орудуем в луже. Уже на выезде Леха садится мостами в колее. Достаем реечный домкрат — hi-jack, приподнимаем передние колеса и закладываем под них бревна и ветки. Отрывается бампер :) Костя пытается выдернуть Леху из лужи, но без особого успеха — буксует и закапывается сам, да так, что с трудом потом выезжает на колею.
В раскачку, после долгих рутинных манипуляций, вызволяем УАЗик из лужи. Настает моя очередь. Первая пониженная передача, небольшой разгон. Застреваю уже в дальнем конце лужи, оно и не удивительно — мне намного легче ехать третьим. Разгребаем лед от бампера и переднего моста , и наша колонна в полном составе продолжает свой нелегкий путь вперед и вверх.
Надежда, что дальше станет проще, быстро улетучивается. Вместо локальных препятствий нас ждет протяженное и нескончаемое — снег, снег, снег... Наша компания уже забралась достаточно высоко, лес становится все реже, большие поляны, на которые надувает снег. Дорога, хоть и угадывается, но вся засыпана. Время уже для нас не имеет значения — стемнело окончательно, едем при свете фар. Один разок все-таки, несмотря на то, что были здесь много раз, свернули на ложную дорожку. К счастью, уехали недалеко, но вниз. Оттуда пришлось выкорячивать по целине вверх. Пассажиры уже начали выбиваться из сил, тяжело копать-толкать ночью в тайге тяжелые машины, не видя конца и края этой дороги. И тем не менее, мы ехали, понемногу двигались.
Часто мы выдавали желаемое за действительное, что вот уже за этим бугорком перевал, оттуда вниз и уже мы на месте, но GPS упорно твердил, что нам еще 2,1 км, и это только напрямую, а не по дороге...
Мы уже потеряли счет остановкам, небольшим подъемчикам... В один момент мой УАЗик перестал ехать, передний мост стоял без движения, а на заднем по глубокому сырому снегу просто невозможно ехать. Быстро определили причину — накрылся новый хаб, заменили его на трещетку старого образца и машина вновь пошла вверх! Огромное облегчение, что порвался хам, а не мост.
Когда Костин УАЗик конкретно встрял, вспомнили, что у него есть лебедка, которой мы еще не пользовались. И начали активно пользоваться. Помогло. Штурман Данил и Леха, как самые нетерпеливые, сбегали вперед и донесли радостную весть, что уже перевал недалеко. Время около 22-00, темно, сыро, снежно, но хоть не холодно. Ноги у всех мокрые, но доехать своим ходом — уже дело принципа.
Выползаем на перевальную поляну, она, как не удивительно, вся в снегу. Лехин УАЗик даже по колее зарывается в снег. Много времени тратим на то, чтобы преодолеть сотню метров, кажется, минут 30 или даже больше.
Ну вот наконец, дорога круто ныряет вниз. Еще немного... Сейчас будет легче, но тормоза не очень, после лужы много воды в тормозных барабанах. На первой пониженной аккуратно спускаемся, соблюдая дистанцию и наконец выезжаем к домикам, стоящим на пятом Каракольском озере. Есть!!! Мы это сделали, уже дважды!!!
Нас, ушатанных, встречает Василий, он сейчас здесь хозяйничает. Размещаемся в домике, он уже протоплен, т. к. Вася был в курсе, что мы приедем. Уставшие в котлету, готовим вкусный ужин.
Радость все-же никуда не деть, она есть, она переполняет. В ход идут разные напитки под хорошую закуску, тосты «за Караколы», «за водителей», «за УАЗы»... Завтрашний день объявляется дневкой с подъемом во сколько кому заблагорассудится. Денек выдался ого-го, насыщенный эмоциями и совместным преодолением трудностей. Все молодцы!
Читать дальше >>
Для всех, кто любит экстрим, девственную природу, активный отдых, мы приглашаем принять участие в наши походах, в том числе и на Каракольские озера! Кроме того, у нас много и других интересных маршрутов по Алтаю. Присоединяйтесь!